Домой Автомобили Чем удивлял советских граждан автопром СССР

Чем удивлял советских граждан автопром СССР

70
0

Автобусы и троллейбусы — самый привычный и демократичный вид общественного транспорта. Автобусы бегают по городам и загородным трассам, перевозя людей из одного пункта в другой. В СССР, как и сегодня, таких машину было очень много.

Существовали самые разные модели, среди которых можно было настоящие шедевры автостроения. Тем не менее, воспользоваться ими удалось не каждому — они мелькнули, словно комета, да так, что многие люди даже не успели их запомнить. Читайте в материале, какие невероятные автобусы существовали в Советском Союзе и чем экспериментальные модели удивляли людей.

Двухэтажный ЯТБ-3 – хотим, как в Лондоне

Двухэтажное транспортное средство не прижилось в СССР. /Фото: gotps3.ru
Двухэтажное транспортное средство не прижилось в СССР. /Фото: gotps3.ru

Советским конструкторам не давали покоя стильные двухэтажные троллейбусы, бегающие по столице Великобритании. Очень хотелось создать двухэтажную модель, которая дала бы фору англичанам. Кстати, английские конструкторы поделились прототипом AEC-664T, на основе которого на Ярославском заводе был сделан ЯТБ-3.

Он внешне походил на английского собрата. Но, к сожалению, не был таким же качественным и удобным. Советский троллейбус медленно набирал скорость и также медленно тормозил, это происходило из-за того, что кузов был очень тяжёлым. Он весил на две тонны больше, чем кузов английского «работяги».

Винтовая лестница была неудобной. На второй этаж было непросто забраться, а если хотелось выйти на нужной остановке, то спуститься следовало заранее. Также огорчали низкие потолки. Если пассажир имел большой рост, то ехать ему приходилось в полусогнутом состоянии. Ну и самое неприятное — высокий троллейбус был неустойчивым. К счастью, несчастных случаев не было. Такие модели хотели перевести под контактную сеть, но это не удалось сделать повсеместно из-за слишком большого «роста» двухэтажных гигантов. ЯТБ-3 был низкопольной моделью, имел широкую и низкую площадку, а ступенек не было вовсе. Пассажиром такие новшества очень нравились.

Всего в машине было 74 места для сидения, а скорость движения составляла 55 километров в час. ЯТБ-3 появился в Москве, и был встречен с восторгом, но ликование быстро утихло. Люди всё реже и реже садились в такой медленный троллейбус. Производство было законсервировано.

НАМИ-0159 – водителю не место на первом этаже

Модель НАМИ-0159: водитель на втором этаже.
Модель НАМИ-0159: водитель на втором этаже.

Ещё один экспериментальный вариант — автобус НАМИ-0159. Он был выпущен в 1974 году. В этой модели водитель сидел на втором этаже. Это было удобно: пассажиры получали больше места, а водитель — большой обзор.

Однако перенести систему управления на второй этаж оказалось не так просто, потому НАМИ-0159 выпускать массово не стали. Кстати, автобус разработали в НИИ «Нами», потому использовался в основном для обслуживания лаборантов этого института. Это продолжалось недолго, автобусы были были сняты с производства.

Читайте также: 10 попыток создать дешевый автомобиль (11 фото)

Немного о технических характеристиках: НАМИ имел газотурбинный двигатель, что обеспечивало существенное (в два раза) увеличение мощности. В СССР такой мотор установили на машину впервые.

Ещё одна отличительная особенность: двухступенчатая автогидравлическая коробка передач и специально разработанные шины, позволяющее набирать скорость более 150 километров в час. И, что несомненно порадовало бы автолюбителей и сегодня, для управления использовались всего две педали — тормоз и газ.

Кабриолет ГЗА-654 «Сочи» в количестве 20 штук и огромный кабриолет Ikarus-255

В СССР было несколько моделей автобусов-кабриолетов.
СССР было несколько моделей автобусов-кабриолетов.

Ограниченным тиражом выпустили интересный автобус-кабриолет ГЗА-654 «Сочи». По стране курсировало всего двадцать таких машин. Эффектный экскурсионный автобус-кабриолет, созданный на базе автобуса ГЗА 651, был специально разработан для эксплуатации на курортах Крыма и Кавказа.

В салоне было 23 места. Сиденья располагались в пять рядов. По правому боку находилось четыре двери. Так как машина была открытой, то в непогоду для комфорта пассажиров верх автобуса закрывался брезентовой покрышкой.

Ещё один интересный автобус — кабриолет Икарус 255. Это было очень большое и комфортабельное транспортное средство. Его даже снимали в кино (фильм «Бабушки надвое сказали»). Сидения в автобусе сделали из водостойкой фанеры. Увы, пассажиры не были защищены от непогоды, так как конструкция не предусматривала наличие тента.  

Автобус курсировал по маршруту Ривьера-Малый Ахун и использовался при организации экскурсионных прогулок по прекрасному городу Сочи. Порой этот Икарус выбирали для городских праздников и иных общественных мероприятий. Некоторое время такие модели бегали по Советскому Союзу, но в конце восьмидесятых годов исчезли, и сведений о том, что дальше стало с Икарусом 255, нет.

Автобус или поезд: ЛАЗ-695М

Автопоезд ЛАЗ-695М из двух транспортных средств. /Фото: carakoom.com
Автопоезд ЛАЗ-695М из двух транспортных средств. /Фото: carakoom.com

Очень необычным был автобус ЛАЗ-695М. Его разработали в 1974 году в Киеве (ГосавтотрансНИИпроект) и состоял из двух автобусов. По сути его можно назвать автопоездом. Автобусы сцеплялись, как трамваи вагона. Соответственно и пассажиров помещалось в два раза больше.

В отличие от предыдущих моделей, автопоезд ЛАЗ-695М имел синхронизированное управление. В прицепе сохранялся двигатель, а управление осуществлялось дистанционно с помощью пневматических электрических приводов. Однако несмотря на все выгоды эксплуатации такого состава, в широкую эксплуатацию он так и не поступил, так как существовали проблемы с управляемостью прицепа. Особенно это чувствовалось при высокой скорости и передвижении по неровной дороге.

Ещё один ЛАЗ — модель 360Э. Она отличалась маленькими колёсами и низкой посадкой. Пассажиры ценили этот автобус, потому что внутри практически отсутствовали колёсные арки. Четыре оси отличали эту модель от всех остальных, выпускаемых в Советском Союзе. К сожалению, ЛАЗ-360Э не прошёл испытания. Идея использования четырех осей потерпела крах. Тем не менее, такие модели выпускались в небольших количествах.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/030422/52953/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here